и на разных уровнях (уровень вербального текста, уровень телесной экспрессии и
пр.), то возникает возможность противоречия между идущими от одного субъекта
разноуровневыми сообщениями [Неконгруэнтность по НЛП].
В нормальной ситуации такое противоречие отслеживается общающимися, и у них
есть принципиальная возможность выйти на метауровень и обсудить правила своих
коммуникаций. Но в семьях шизофреников обращение к метауровню запрещено и
негативно санкционируется.
Бейтсон приводит такой пример. Мать при посещении своего сына-шизофреника в
клинике в ответ на его радость сначала выражает - на невербальном уровне,
мимикой и жестами, - негативное отношение к нему, так как ей неприятно быть
вместе с ним. Но когда он вполне адекватно реагирует на это разочарованием и
снижением настроения, она начинает - уже на уровне вербальных реакций - упрекать
его за то, что он не хочет помочь врачам в своем излечении и остается скованным
и лишенным эмоциональности. При этом все возможные упреки сына по поводу ее
собственной неискренности будут восприниматься ею как проявление его умственной
неполноценности.
Таким образом, в отношении одного и того же предмета или явления происходит
применение разных, противоречащих друг другу, систем оценивания («двойная
связь»), являющихся к тому же директивными. Невозможность ребенка разобраться и
отнестись к данной противоречивости обусловливает, по мнению авторов, уход в
болезнь, в которой наилучшей стратегией становится «девальвирование» продуктов
собственного восприятия, что характерно для шизофрении.
[И.Ш.] Происходит отказ от собственного восприятия, собственного мышления.
Потому что оно репрессируется родительской агрессией. Но те, кто ставят цель
зачмошить, всегда репрессируют любую самостоятельность (самостоятельность
мышления в том числе). Тем более мышления, которое могло бы помочь во «всем
виноватому» ребенку почувствовать себя человеком.
Ребенку трудно противостоять родителям-врагам, выдающим себя за друзей. Если
он общается с матерью и правильно чувствует, что один из них двоих - большая
сволочь, ему, быть может, проще согласиться, что сволочь он, а не мать... Ведь
мать-сволочь для ребенка означает, что он сам не случайно сбившийся с пути, но
безнадежно обреченный.
http://www.shalnov.ru/pt/pt096.html
----
Но полное крушение психики происходит тогда, когда человек сам принимает
дурь, как средство выживания в описанной экстремальной ситуации. Первая вина
- позволить себе быть гипнабельным. Вторая вина - начать гипнотизировать самому.
Статья во многом дурная - но многое интересно