Одна глубоко верующая мама написала на атеистический сайт, что ее сын объявил, что в бога верить не хочет, она пытается его понять и принять, но очень боится, что он попадет в ад, и хочет понять, чем атеизм привлек ее сына. Текст ниже - чей-то ответ, мой перевод, но я бы не сказала лучше.
* * *
Прежде всего, не надо пугать адом, потому что атеисты не верят, что он существует. Они не верят, что он может существовать.
Большинство из нас, атеистов, пришли к этому убеждению честно. Это стоит подчеркнуть. Мы не в обиде на бога, не пытаемся привлечь к себе внимание и не проходим некую культурную стадию. Мы рассмотрели аргументы обоих сторон
и пришли к выводу, единственно возможному для нас. На этой планете нам выпадает жить каких-то 70 лет. Мы совершаем ошибки, мы не идеальны, мы склонны сомневаться и заблуждаться. Мы стараемся, как можем, и иногда это "как можем" звучит "что-то я сомневаюсь в наличии бога". Я не говорю, что знаю все ответы. Я не знаю, откуда взялась вселенная, или жизнь на земле, но мне не нужно знать всех ответов, чтобы понимать, что некоторые ответы - неверные. Я не знаю ответа, но я не думаю, что христиане, мусульмане или даосисты знают. Они заявляют, что знают, я заявляю, я что я не знаю.
Предположим, я неправ. И я стою перед святыми вратами, и святой Петр, или даже сам бог, дает мне шанс объясниться. Что я смогу сказать, кроме как "Простите, я ошибался. Я старался найти правду. Но я ошибся. Я видел все религии, каждую из них утверждающую разные вещи, которые со временем менялись. Они казались просто частью человеческой культуры, а не окончательной верой. Я видел ненужные страдания и не мог понять, почему они существуют, если ты всесилен. Мне казалось странным, что существование чего-либо объясняют существованием этого, ведь это обратная логика. Прости, Бог, я не верил в тебя, но я делал это не со зла, я просто ошибся".
Что мне на это скажет Иисус? Пошлет меня на вечные страдания? Я заслуживаю вечных пыток, потому что в подростковом возрасте читал Лукреция, римского поэта, жившего 2000 лет назад, и говорящего об атеизме до того, как Христос отправился в пустыню? Потому что я прислушался к онтологической логике и нашел в ней смысл?
Или он бы обнял меня и простил? Заслуживаю ли я прощения?
Если есть такой бог, который пошлет меня в Ад за мою ошибку - то я не хочу его в своей жизни. Ничто не оправдывает пытку. Ничто. И такой бог не стоит поклонения - и даже уважения. Если он милостив, я попрошу прощения. А если я прав и его нет - то я буду жить свою жизнь как свободный человек.
Именно так живут атеисты - в реальной свободе. Ницше написал "Свобода - это ответственность" - истинная свобода. Я несу ответственность за последствия своих поступков. Итак, как мне жить? Что мне делать? Хочу ли я жить в обществе, где все поступают как хотят, если их не сдерживает наказание? Какие принципы и ценности я определю для себя? В этом основа атеистической морали - в ее свободе, в ее рациональности.
А еще раньше, до того, как Лукреций написал свой атеистический трактат, жил другой ученый, Сократ, который задал простой и поразительный вопрос: Является ли нечто хорошим, потому что Бог сказал, что это хорошее, или Бог сказал, что это хорошее, потому что оно является хорошим? Здесь нужно быть осторожным. Если хорошим является то, что скажет Бог, то это не мораль, а тирания. Если бог скажет "Убей своего сына! Хорошо убивать своих сыновей". Если Бог скажет "с этого момента детей нужно убивать" - то получается, согласно определению, что раз это сказал Бог, значит убивать детей хорошо. Вы мне ответите "Но Бог так никогда не скажет!". А я спрошу: "Почему?". Потому что если есть причина, значит, добро существует вне зависимости от Бога. Значит, добро имеет иные корни. Какие? Может быть, добро имеет смысл? Может быть мораль - это всего лишь часть вселенной, не обычная часть, не как ваш диван или телевизор или Луна, но как числа, или отношения (например, равенство) - абстрактные объекты, но не менее реальные.
Существует очень долгая традиция этики, которая гораздо старше Христианства. На уроках философии мы изучаем мудрость, рожденную за тысячелетие до христианства. Если без бога нельзя быть хорошим человеком, то в мире не было бы ни одного порядочного атеиста. А нас миллионы, миллионы нерелигиозных мужчин и женщин на этой планете, и мы живем свои жизни, как можем. Газеты не переполнены статьями о кровавых бойнях и разврате, учиненными атеистами, мы явно способны сами сообразить, что хорошо, а что плохо. Ну, не совсем сами. У нас есть мы - и мы есть друг у друга. Только мы - и больше никого. И этого вполне достаточно.
* * *
Прежде всего, не надо пугать адом, потому что атеисты не верят, что он существует. Они не верят, что он может существовать.
Большинство из нас, атеистов, пришли к этому убеждению честно. Это стоит подчеркнуть. Мы не в обиде на бога, не пытаемся привлечь к себе внимание и не проходим некую культурную стадию. Мы рассмотрели аргументы обоих сторон
и пришли к выводу, единственно возможному для нас. На этой планете нам выпадает жить каких-то 70 лет. Мы совершаем ошибки, мы не идеальны, мы склонны сомневаться и заблуждаться. Мы стараемся, как можем, и иногда это "как можем" звучит "что-то я сомневаюсь в наличии бога". Я не говорю, что знаю все ответы. Я не знаю, откуда взялась вселенная, или жизнь на земле, но мне не нужно знать всех ответов, чтобы понимать, что некоторые ответы - неверные. Я не знаю ответа, но я не думаю, что христиане, мусульмане или даосисты знают. Они заявляют, что знают, я заявляю, я что я не знаю.
Предположим, я неправ. И я стою перед святыми вратами, и святой Петр, или даже сам бог, дает мне шанс объясниться. Что я смогу сказать, кроме как "Простите, я ошибался. Я старался найти правду. Но я ошибся. Я видел все религии, каждую из них утверждающую разные вещи, которые со временем менялись. Они казались просто частью человеческой культуры, а не окончательной верой. Я видел ненужные страдания и не мог понять, почему они существуют, если ты всесилен. Мне казалось странным, что существование чего-либо объясняют существованием этого, ведь это обратная логика. Прости, Бог, я не верил в тебя, но я делал это не со зла, я просто ошибся".
Что мне на это скажет Иисус? Пошлет меня на вечные страдания? Я заслуживаю вечных пыток, потому что в подростковом возрасте читал Лукреция, римского поэта, жившего 2000 лет назад, и говорящего об атеизме до того, как Христос отправился в пустыню? Потому что я прислушался к онтологической логике и нашел в ней смысл?
Или он бы обнял меня и простил? Заслуживаю ли я прощения?
Если есть такой бог, который пошлет меня в Ад за мою ошибку - то я не хочу его в своей жизни. Ничто не оправдывает пытку. Ничто. И такой бог не стоит поклонения - и даже уважения. Если он милостив, я попрошу прощения. А если я прав и его нет - то я буду жить свою жизнь как свободный человек.
Именно так живут атеисты - в реальной свободе. Ницше написал "Свобода - это ответственность" - истинная свобода. Я несу ответственность за последствия своих поступков. Итак, как мне жить? Что мне делать? Хочу ли я жить в обществе, где все поступают как хотят, если их не сдерживает наказание? Какие принципы и ценности я определю для себя? В этом основа атеистической морали - в ее свободе, в ее рациональности.
А еще раньше, до того, как Лукреций написал свой атеистический трактат, жил другой ученый, Сократ, который задал простой и поразительный вопрос: Является ли нечто хорошим, потому что Бог сказал, что это хорошее, или Бог сказал, что это хорошее, потому что оно является хорошим? Здесь нужно быть осторожным. Если хорошим является то, что скажет Бог, то это не мораль, а тирания. Если бог скажет "Убей своего сына! Хорошо убивать своих сыновей". Если Бог скажет "с этого момента детей нужно убивать" - то получается, согласно определению, что раз это сказал Бог, значит убивать детей хорошо. Вы мне ответите "Но Бог так никогда не скажет!". А я спрошу: "Почему?". Потому что если есть причина, значит, добро существует вне зависимости от Бога. Значит, добро имеет иные корни. Какие? Может быть, добро имеет смысл? Может быть мораль - это всего лишь часть вселенной, не обычная часть, не как ваш диван или телевизор или Луна, но как числа, или отношения (например, равенство) - абстрактные объекты, но не менее реальные.
Существует очень долгая традиция этики, которая гораздо старше Христианства. На уроках философии мы изучаем мудрость, рожденную за тысячелетие до христианства. Если без бога нельзя быть хорошим человеком, то в мире не было бы ни одного порядочного атеиста. А нас миллионы, миллионы нерелигиозных мужчин и женщин на этой планете, и мы живем свои жизни, как можем. Газеты не переполнены статьями о кровавых бойнях и разврате, учиненными атеистами, мы явно способны сами сообразить, что хорошо, а что плохо. Ну, не совсем сами. У нас есть мы - и мы есть друг у друга. Только мы - и больше никого. И этого вполне достаточно.