Прислушайтесь к звучанию некоторых утверждений ниже. Обратите внимание на свои чувства, когда произносите эти фразы, часто встречаемые в категории «золотых правил» успеха.
· Не беспокойтесь о том, что думают о вас окружающие.
· Думайте только о хорошем, поскольку мысли материальны.
· Не осуждайте и не критикуйте других.
· Вы должны научиться прощать.
· Делая добро, не ожидайте в ответ добра.
· Мир вокруг нас – работа нашей души.
· Довольствуйся тем, что есть в настоящем.
· Будьте не такими, как все; мыслите нестандартно; будьте бунтарями.
Когда я слышу подобные высказывания, то замечаю два типа реакций возникающих в восприятии. С одной стороны, эти суждения понятны, я их отчасти разделяю и вспоминаю множество ситуаций, для которых они оказываются справедливыми. С другой стороны я замечаю удивление, иронию и даже существенное сопротивление. Удивление потому, что авторы подобных советов, похоже, теряют из вида ситуации, где работают противоположные правила. Неужели требуется незаурядная фантазия, чтобы представить себе контексты, в которых справедливо обратное?
· Примите во внимание, что подумают о вас окружающие.
· Не забывайте об актуальных проблемах, которые вас беспокоят.
· Выносите здоровые критические суждения и отстаивайте свое мнение.
· Научитесь показывать, когда люди причиняют вам дискомфорт.
· В своих проектах рассчитывайте на поддержку тех, кому делали добро .
· Мир вокруг нас – совместная работа всех живых существ.
· Меняйте мир к лучшему, планируйте будущее свое и своих близких.
· Не отрывайтесь от коллектива; эволюция обычно устойчивее революции.
Каким бы красивым ни было утверждение или принцип, найдется ситуация, в которой он не будет работать (включая это высказывание). Нужно развиваться? Иногда. Мудрость – качество лидера? Иногда. Бог есть любовь? Иногда. Все в наших силах? Иногда. Нужно быть сострадательным? Иногда. Красота спасет мир? Иногда. E=mc2? Иногда. Стучите и откроется? Иногда! В одних ситуациях эти принципы могут прекрасно работать, в других они будут только мешать, а работать будут противоположные. Даже неисправные часы дважды в день показывают верное время.
Так можно поступить практически с любыми суждениями, претендующими на универсальность. В некоторых случаях уместно беспокоиться о мнении окружающих, а в других пойти наперекор.
Иногда следует проявить конформизм, а иногда бунтарство. Порой важно быть терпимыми, а иной раз оказать явный отпор. За примерами далеко ходить не приходится. Слыша суждение, превозносящее добродетель лишь одного полюса, я чувствую одновременно согласие и возмущение, поскольку оно отчасти справедливо, а отчасти ложно. Часть меня испытывает признательность за участие и желание поделиться своим опытом, а другая выражает агрессию за неуважение к моему праву жить своей жизнью и к возможности уникального выбора.
Сопротивление связано с тем, что кто-то указывает какими нам быть и что делать. От Папы Римского до электрика из ЖЭКа речь окружающих обильно переполнена нормативными суждениями. На каком основании эти люди в повелительном наклонении определяют как нам жить, причем как правило в отрыве от конкретных ситуаций? Этими насаждающими «будьте» и «не будьте», «делайте» и «не делайте», «должны» и «не должны» (или неосмотрительно играющими с вечностью «на самом деле», «всегда», «только») обильно переполнен не только интернет, но также литература по лидерству и множество духовных источников.
Давайте рассмотрим вопрос несколько шире: что вообще эти люди хотели сказать и как подобные утверждения их характеризуют. Как вообще мы можем помочь себе и близким нам людям в принятии мудрых решений? Ведь подобного рода направляющие «советы», прежде всего, демонстрируют неспособность их авторов видеть жизнь более широко, учитывать уникальность каждого человека, многогранность его переживаний и разнообразие обстоятельств. Это не просто вопрос выбора подходящих выражений, но способности слышать язык и вырабатывать более зрелые культурные формы проявления заботы и участия.
Когда вообще возникает необходимость выносить подобные суждения? Например, что-то вроде «не беспокойтесь о мнении окружающих». Этот вопрос начинает захватывать внимание, когда беспокойство об отношениях между мной и другими уже наступило. Оно уже обнаружилось и побуждает обратить на него внимание. Личные интересы вступают в противоречие с мнением окружающих (точнее, с моей заинтересованностью в этих людях), и я начинаю чувствовать сомнение и неуверенность. Мне приходится уговаривать себя не беспокоиться, не чувствовать!
Чтобы разобраться с таким напряжением требуется сформировать отношение к конфликту, интерпретировать, или пережить его. Иными словами, мы говорим о том, что болит.
Иногда я задаюсь вопросом: почему из всего многообразия переживаемых явлений автор выбирает сообщить нам об удивительном открытии не ориентироваться на мнение окружающих? Не потому ли, что он долгое время сам играл в игру «быть послушным мальчиком или девочкой», а когда стало совсем не выносимо, позволил себе наконец выйти за флажки и делится теперь со всем миром своей находкой? Может быть он еще за флажки и не вышел, но уже остро понимает необходимость этого и нуждается в поддержке. В любом случае автор все еще находится в болезненной ситуации «на меня давят окружающие», отождествлен со своей историей и раздает советы как бороться с мнимым противником, чтобы выровняться.
Почему из двух равновозможных вариантов «беспокойтесь о мнении окружающих» и «не беспокойтесь о мнении окружающих», каждая из которых описывает возможное отношение в конкретной беспокоящей ситуации выбора, автор выбрал рекомендовать нам только одну? Хуже, почему он возводит это в статус универсального правила или закона? Почему он не говорит, например, «уважайте интересы и мнения окружающих, но не предавайте свое собственное видение»? Вероятно потому что он говорит это о себе, говорит из своей боли, через призму своих обстоятельств. Он живет в реальности, в которой много личных обид и проблем с отношениями. Видимо он не достаточно хорошо умел определять свои границы и устал от окружающих.
За частично обманчивыми лозунгами и «правилами» успеха скрываются подлинные и болезненные ситуации выбора, которые обычно еще не решены и беспокоят их авторов. Если бы
они уже были успешно прожиты, авторы не предлагали бы нам верить в универсальные правила, опираться на мертвые убеждения и концепции, независимо от нашей конкретной ситуации. Из лучших намерений люди делятся с нами своими открытиями, не покидая пространства личных историй. Они забывают, что такие высказывания содержат контекст их собственных переживаний, которые мы иногда неосмотрительно принимаем за универсальные законы, за «чистую монету».
Люди жаждут поделиться своими историями, а все что им удается произнести – это обрывки болезненных откровений, претенциозные максимы перед окончанием очередного акта. Как правило, вместо «я не знаю как прожить свою боль» слышится «мы должны радоваться жизни». Так из лучших намерений мы получаем богатый материал для психотерапии.
Таковы бессознательные мотивы, которые тщательно проясняли философы-постмодернисты. Автор неосознанно отождествлен с идеей неповиновения, страхом зависимости и его советы имеют неосознаваемую подавляющую направленность. Сам того не осознавая, он передает нам послание «я так долго ориентировался на окружающих, что мне уже тошно об этом думать». Аналогично другие послания, выраженные в отрыве от их дополнений или контекстов, звучат как волнующие сигналы о своих авторах, пытающихся прикрыть свое невольное малодушие:
· Меня пугают навязчивые мысли и нерешенные проблемы.
· Я не умею спокойно спорить и боюсь конфликтов.
· У меня много обид, я боюсь выражать боль и защищать границы.
· Я боюсь своих чрезмерных ожиданий от окружающих.
· Этот мир раздражает меня своим несовершенством.
· Я устал гоняться за нереальными целями.
· Мне страшно признаться, насколько мне хочется быть принятым.
Более того, даже просто ставя Like в своем внутреннем мире на безобидных и расхожих фразах, мы, не замечая того, отвергаем противоположный смысл, погружаясь в гипнотический транс. Такими усыпляющими идеями наполнен интернет, популярная духовная и деловая литература, всевозможные тренинги и светские разговоры:
· В мире нет ничего невозможного. –>
В мире есть также масса всего невозможного, но я боюсь это признать.
· В любой ситуации главное оставаться собой. –>
Любая ситуация – это также возможность трансформации, но я не хочу это замечать.
· Мы видим только то, что хотим видеть. –>
Мы также обусловлены физиологией и культурой, но для меня это не особенно важно.
· Смысл жизни в служении людям. –>
Смысл также быть радостным и счастливым самому, но я не умею этим наслаждаться.
· Двигайтесь вперед не смотря ни на что. –>
Можно учиться у препятствий, делать паузы и корректировать цели, но я и так все знаю.
· Каждый создает свою реальность. –>
Мы также живем в общей коллективной реальности, но я захвачен другой идеей.
· Есть только жизнь, но нет того, кто живет эту жизнь. –>
Здесь возникает импульс стукнуть автора бамбуковой палкой и спросить кому больно!
Годы духовной и терапевтической практики научили меня слышать сразу оба сообщения, явное и скрытое. Это просто «режет слух». Нередко за высказыванием сразу видится образ и сценарий, который проживает человек. Однако дело не столько в сообщениях, сколько в выражаемых ими напряжениях. В определенном смысле говорят не люди, а сами напряжения или беспокоящие
противоречия – все то, что не оставляет нас безразличными. Через нас говорит возбуждение. Иначе почему вообще мы об этом переживаем? В Дзен отвечают – «мы проявляем заботу». В подобном конфликте мы часто занимаем позицию лишь одного аспекта и озвучиваем взгляд на напряжение с односторонней перспективы. Так мир легко делится на доброе и злое, появляется хорошая самоотверженность и плохое своекорыстие, хорошая храбрость и плохая осторожность, хорошее принятие и плохая критичность, и так далее.
Вопрос даже не в том, чему именно мы отдаем предпочтение, вынося какие-либо суждения. Любое такое предпочтение односторонне и, значит, отчасти правдиво и отчасти ложно. Я бы хотел привлечь внимание к тому, что предшествует любому частичному варианту – напряжению выбора. Замечаем мы это сразу или нет, суждению предшествует момент выбора интерпретации, пограничное состояние тревожности, неловкости и сомнений, когда мы чувствуем возбуждение и еще не решили чему отнести причину беспокоящего состояния. Внутренний конфликт, в котором мы еще не заняли ничью сторону. Момент, когда оба варианта интерпретации происходящего еще потенциально сосуществуют и я могу по-разному пережить причину своего беспокойства.
В ситуации напряжения с окружающими, причина в их конформизме или в моем неуважении? Если выпускник не может найти работу, причина в слабости образовательной системы или в нерасторопности самого выпускника? Скучная работа – это проблема работодателя или низкая самооценка сотрудников? Увольнение – это потеря или возможность? Неэффективная политика – это недоразвитость избранников или пассивность избирателей? В горной местности я чувствую собственную силу или силу местности? Загрязнения окружающей среды – это вина корпораций или нашего неосознанного потребления? Мы живем в сложном, абсурдном и изменчивом мире или это я прилагаю недостаточно усилий и заинтересованности для его познания?
Великие люди одним из важнейших ингредиентов успеха называли способность комфортно справляться с состояниями неопределенности и делать в них выбор, полагаясь на интуицию и чувства. Они не делегировали свой выбор мертвым правилам, но оставались бдительными и сомневающимися. Что такое чувства, как их понимать и на них полагаться, как обнаружить истину в беспокоящих ситуациях, а также как может быть выражена словом сердечная мудрость мы рассмотрим немного ниже. Пока же я предлагаю сделать краткий экскурс в западную философию, чтобы проследить как продвигались поиски истины в известной истории".
"Археология истины и возвращение философии. Статья первая".
Олег Линецкий