imnotsaint (imnotsaint) wrote,
imnotsaint
imnotsaint

Category:

Чашка Фрая, "Энциклопедия мифов", том второй

Оригинал взят у a_str в Чашка Фрая, "Энциклопедия мифов", том второй
У меня полным ходом идет подготовка к московской выставке, а текст и рисунок я делаю из одного и того же кармана, поэтому с записями сейчас тяжело, но:

Все-таки об "Энциклопедии мифов".

Вернее даже не о ней самой, а о понятии, которое там введено (там и еще в "Жалобной книге") - о судьбокрестках.



Это пространства, которые, как пересечения силовых линий, вспыхивают на месте сопряжения и навсегда меняют тех, кто через них прошел.
В этом смысле Макс является судьбокрестком сам по себе - он и есть пересечение двоих, двух параллельных жизней, которые схлестнулись и переплелись так, что давно не разобрать, кто из этих двоих - выдумка, а кто живет "настоящую" жизнь.

По сути, любой человек с двойником - выдуманным или реальным - живет гораздо больше, чем одну жизнь. По сути, для этого даже не обязательно иметь двойника, все мы по крайней мере читаем книги, и проживаем, как накхи, жизни героев этих книг, каждый второй (если не каждый первый) обязательно да примерял на себя либо плащ мушкетера, либо убор из орлиных перьев. Обязательно хоть немного, но жил в выдуманном, параллельном пространстве.
У всех нас, детей литературы (в большей степени, чем кинопространства, но там тоже есть где развернуться) за спиной множество дверей, которые перемещаются вместе с нами и в которые мы можем нырнуть (и ныряем), когда хотим отдохнуть или просто сменить одну шкуру на другую.
(Об этом еще будет повод поговорить, когда дело дойдет до "Хаббы Хэна".)

Так вот, что делает Макс, человек-перекресток, человек-выдумка, из плоти и крови, причем делает практически неосознанно: он превращается в судьбокресток сам. Он несет с собой это пространство сопряжения силовых линий в любую точку, в которой оказывается.
И тогда в этой точке образуются новые, невскрытые слои, вернее, не образуются, а проступают, как морское дно во время отлива, если можно себе представить, что море при этом тоже никуда не исчезает, а просто становится еще одним слоем.
С ним творятся невероятные вещи практически на каждом шагу. Он встречает домовых, бессмертных, оборотней, полубогов - на каждую статью в двухтомнике "Энциклопедии мифов народов мира", у меня она тоже есть, стоит на полке, любимый двухтомник.
Но вот что я хочу сказать. Все эти невероятные вещи и существа - и есть главы Энциклопедии мифов. Ими полна литература, все персонажи, с которыми сталкивается Макс - так или иначе мелькают в книгах, созданных человечеством, ни одного незнакомца, все узнаваемы.
(Если бы они не были узнаваемы, нам с вами неинтересно было бы читать целых два тома о чем-то совершенно нам неблизком и непонятном.)

Я хочу всем этим сказать, что подобные штуки - превращать любое пространство в судьбокресток - способен делать любой из нас, в большей степени - если он жадный и дотошный читатель, в меньшей - если хотя бы просто читатель.
Собственно, мы это и делаем, если бы о любом из нас была бы написана книга, в которой действовали бы все пространства, в какие мы входим в течение дня, не осознавая этого, не отслеживая - это была бы книга точно таких же увлекательных приключений.
Каждый из нас превращает пространство вокруг себя в судьбокресток, несет его, как Стрендж нес вместе с собой свою Башню Тьмы.
Как правило, мы это делаем неосознанно. Макс тоже не сразу догадывается, каким образом можно управлять этим пространством.
Но вообще-то, достаточно его просто начать чувствовать.

Может быть, поначалу будет жутковато. Зато скучно не будет точно.


И вопрос. Причем очень хороший вопрос, очень связанный с тем фактом, что мы крайне редко пользуемся всеми пространствами вокруг нас.
(Ответ получился отчасти разговором. Курсив - реплики автора, болд - мои.)

На происходящие с Максом чудеса у него постоянно возникает отпор, желание отменить, окрестить "просто сном".
Это (простите) такой литературный приём, ну, чтоб персонажу конфликта добавить, а читателю - чтоб не заскучал; или так в действительности происходит всегда: отрицание, неверие, блокирование и что там ещё? Если в действительности, то почему? И какой от этого человеку прок?
Такая реакция не только у Макса, я её замечал и у героев в "Сказках старого Вильнюса", например.


Так это же просто нормальная реакция человеческого ума. Естественное поведение.
В действительности происходит ещё жестче, к сожалению. Обычно человек вообще НЕ ВИДИТ и НЕ СЛЫШИТ того, что выходит за рамки его представлений о естественном ходе вещей.
Должен быть огромной силы раздражитель, чтобы пробиться к сознанию, всегда готовому интерпретировать необычное событие как отсутствие событияй.
Строго говоря, это связано с интересами вида. И тут уже не открутишься, придётся сказать, что человек - вечное поле битвы между интересами вида и интересами духа.
Интересы вида заключаются в том, чтобы физически здоровая особь выбрала максимально подходящего партнёра, дала потомство, выкормила его и освободило место, то есть, завернулось в простыню и отползло на кладбище. И всё!
Вся информация, мешающая этому процессу, будет проигнорирована, пока её возможно игнорировать. И когда невозможно, она тоже будет игнорироваться какое-то время.
Но тут - сюрприз-сюрприз! - на сцене появляется дух со своими интересами. Строго говоря, он тоже хочет размножаться. В смысле, умножаться. И человек кажется ему вполне подходящим партнёром для такого безобразия.


Я недавно читал исследование о цивилизациях, кто, куда, зачем и как, и в нем приводилась интересная мысль: любому обществу, чтобы развиваться, необходимы бездельники. нет бездельников - нет развития. необходимо, чтобы были люди, свободные от бесконечных обязанностей по добыванию и защите, чтобы начались открытия, серьезное искусство и прочие интересные вещи.
То есть на самом деле - в некотором отдаленном будущем - интересы вида напрямую связаны с тем, чтобы кто-то занимался умножением духа.
Поэтому - все-таки, все-таки - потребность умножать дух вшита в человека на уровне инстинктов? просто - вторым рядом за инстинктом самосохранения, что ли, но все-таки инстинктом?


В том-то и дело, что это происходит вопреки инстинктам.
Я, видишь, такой бодрый тон беру и гусарски шучу о желании духа размножаться, а всё почему. Потому что тема очень страшная, на самом-то деле. Потому что я поднимаю эту тему, сидя тут в человеческом теле, которое отличается от большинства человеческих тел только тем, что у него инстинкты чуть-чуть слабей. И в некоторых случаях управляются волей. Выхода у них другого нет. Но воля волей, а за этим человеческим телом всё равно глаз да глаз.
У меня печальная новость: к интересам вида всё это имеет крайне мало отношения. В интересах вида - питаться, размножаться, желательно быть при этом защищённым от непогоды и прочих катаклизмов. Всё остальное - лишнее. В интересах вида - простота. Все достижения культуры и цивилизации - это просто небольшие победы духа в этой войне. Очень небольшие, по моим меркам. Но наверное, на самом деле, серьёзные, просто я максималист :)

Я хочу сказать, что когда дон Хуан, ставший для нас уже кем-то вроде сумасшедшего, но мудрого дедушки, о котором рассказывают семейные байки - так часто и в таком контексте мы с тобой его поминаем - так вот, когда дон Хуан говорит, что человеческому уму проще убить своего носителя, чем отказаться от иллюзии правоты, он совершенно не преувеличивает. И вот зачем, собственно, нам нужны все эти прекрасные качества, рекламируемые лучшими образцами художественной литературы - воля, храбрость, неукротимость, железная дисциплина - чтобы совладать с той частью себя, которая желает исключительно фыр-фыр-фыр, а вовсе не опыта, выходящего за рамки интересов вида.
Так вот. Условия задачи таковы: человек - поле боя интересов вида и интересов духа. Трагикомизм ситуации в том, что дух выходит на это поле боя, облачившись в противника, как в скафандр. Потому что без тела ему в человеческом мире делать нечего. А тело у нас, извините, так получилось, из животного мира. Это не то чтобы "плохо". Но это многое затрудняет.
Однако если уж Дух решил, что будет заниматься умножением себя при помощи этого инструмента, он от своего намерения не отступится. Упрямый!
Это же в Книге Еноха проклятые ангелы навсегда лишены возможности говорить с Господом? Неважно; важно, что это - очень точная метафора наших текущих дел.
Правда, однако, заключается в том, что в отмене проклятия заинтересованы обе стороны. Это наш шанс.
Так вот, возвращаясь к далёким предкам наших баранов. То есть, к началу разговора. Господь всегда пытается поговорить со своими проклятыми ангелами (было бы не так, можно было бы объявить его самозванцем, поскольку быть Господом = быть бесконечным приятием). И точно так же Дух всегда пытается поговорить с человеком. С любым. В этом смысле, мы все равны.
То есть, они, конечно, не "пытаются", а просто говорят. А мы не слышим - в силу специфики устройства человеческого тела, в том числе, заложенных в него способов интерпретации поступающих сигналов. Но иногда некоторые из нас всё-таки что-то слышат и видят. Это называется повышенная восприимчивость. Или ещё как-нибудь называется; неважно. Важно, что в этом вопросе мы не равны совсем. Все рождаются с разным уровнем восприимчивости, у некоторых он практически несовместим с жизнью (некоторые тяжёлые случаи аутизма тому пример), у некоторых таков, что никакие сигналы, кроме, разве что, обрушения на голову небоскрёба восприняты не будут. А у некоторых - в самый раз, чтобы иногда видеть и слышать всякие удивительные вещи, выходящие за рамки наших представлений о возможном. Казалось бы, благословение. А как бы не так.


И страх? страх этот - от страха ума, что его сейчас отменят за ненадобностью?

Ну так да! И страх тела, что оно после этого сдохнет!

Почему? Вот у меня вопрос вопросов. Почему тело боится сдохнуть от взаимодействия с духом?

Ну как почему. Потому что с точки зрения интереса вида всё это и правда ненужные и опасные игрушки. От взаимодействия с духом тело может забыть пожрать, перехотеть размножаться, а может и вовсе выйти из строя, не выдержав текущего сквозь него потока силы. Это всё правда так. Тело по-своему право.
Инстинкт самосохранения у него!
И этот инстинкт самосохранения из него никто не вынимал. И не вынет, потому что его полное отсутствие несовместимо с физической жизнью. А я так понимаю, в интересах духа взаимодействовать с нами вот именно здесь на этой земле, в таком виде, в каком мы тут есть. По-моему, он большой любитель делать невозможное. И мы, к счастью, опять же, все в него.


Ну вот, понимаешь, с моей точки зрения, это как знать, что надо вовремя пожрать - и безумно бояться, что не пожрешь вовремя. То есть паника на пустом месте с моей точки зрения.

Нет. Не на пустом месте. Есть процессы, которые тело не выдерживает. Умирает, сходит с ума, и так далее. И никогда заранее не знаешь, какие процессы твоё тело выдержит, а какие нет. Не зря же все известные духовные практики обязательно заняты укреплением тела. Чтобы выдержало этот ужас, которые будет с ним твориться, когда в него войдёт чуть-чуть больше Духа, чем входило позавчера.
Если ты не пропустил это место, читая Кастанеду, наверное, помнишь, что дон Хуан объясняет Карлосу, что человеческий мозг выбрал систему интерпретации информации, наиболее подходящую умеренно крупному хищнику: добычу видно, врага видно, куды удирать тоже видно, а всё остальное, все эти духи, тени и неорганические существа в интересном процессе питания не участвуют. Не будем их воспринимать вообще, чтобы не отвлекали. Лучше, чем он всё равно не объяснишь.
И вот такая интересная фишка: умственно человечество развивается быстрее, чем физически. То есть, мы уже радостно читаем всякую дерриду и медитируем на цветки лотоса (кому что). А тело с инстинктами и системой интерпретаций ещё из древнего полуживотного мира. Нам уже и надо бы другое, чтобы воспринимало побольше, но пока не выдали. И из этого конфликта рождается удивительное, невиданное чудесное чудо: интеллектуал-материалист. Чей ум способен (теоретически) вместить в себя очень много духа, а тело пасует: ему воспринималку не выдали. Сидит такой проклятый ангел, рассуждает: Я не могу поговорить с Богом, следовательно, Бога нет.
(Мы все понимаем, да, что словами "Бог", "Дух" мы обозначаем некую вездесущую непознаваемую силу, а не дяденьку, который прыгает по облачкам и следит, кто чего неправильного скушал в постный день? Я на всякий случай напоминаю.)
У нас не может быть никакой золотой эры, пока сытый человек сидит с айфончиком на тёплом унитазе, испытывая при этом совершенно звериные пещерные страсти. То есть, желая утвердиться поближе к корыту с хряпой и иметь при этом как можно более широкий инструментарий отпихивания от хряпы посторонних. Пока сытость не отменяет жадность и жестокость, человек просто не дорос до собственного унитаза. Вот пусть сперва до него дорастёт, а потом о золотом веке поговорим :)


И вот еще что из того же разговора:

Удивительные события обычно случаются с теми, у кого есть хоть какой-то шанс что-то с ними сделать. То есть, создание всё равно развитое больше, чем в среднем по палате.

А вот это ценное замечание к списку "зачем вообще эта осознанность".

Понимаешь, как. Страх действительно может парализовать и тело, и ум. Вопрос только в том, остаётся ли в этом параличе нечто способное действовать. Очень круто, когда оно есть. Оно - воля. Иного моста в бессмертие из этого нашего адочка я пока не могу вообразить.



А на сайте сейчас 10 Чашек Фрая


This entry was originally posted at http://a-str.dreamwidth.org/1113177.html. Please comment there using OpenID.

Subscribe

  • Рецепт ПП-бланманже

    Офигительный десерт с минимумом калорий! 300 мл холодного молока сахзама по вкусу (я клала 5 мерных ложек prebiosweet) желатин Dr.Oetker чайная…

  • Шоколадный ПП-мусс

    Мне тут посоветовали в инстаграмме рецепты evgeniia_uvarovva, действительно много клевых рецептов среди бесплатных. Выцепила рецепт, который просто…

  • ПП-салат "Вкусный"

    Вот еще салат увидела у блогерши одной Для заправки: йогурт маложирный 130 г (1 упаковка мал.) зубчик чеснока 1чл горчицы Для салата филе курицы…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments